Дифференциация с невропатией.
Ее сходство с4-й группой РДА проявляется в слабости физического ,тонуса
пресыщаемости, |
сенсоаффективной |
гиперестезии, чувствительности к |
перемене |
||||
обстановки, нередкой тормозимости и ранимости в контактах, неустойчивости |
|||||||
настроения, явлениях вегетативной дистонии, а также наличии двигательных |
|||||||
стереотипий. Различие: при |
невропатии |
имеется |
стремление |
к |
контактам, |
||
двигательные |
стереотипии |
носят |
характер |
тик; отрицательноев отношение к |
|||
перемене обстановки возникает обычно в объективно неблагоприятной ситуации; |
|||||||
имеется способность имитации, отсутствуют |
типичные |
для РДА |
особенности |
||||
моторики, речи, восприятия. |
Дифференциация с остаточными явлениями раннего органического поражения ЦНС.
Сходство |
со 2-й группой |
РДА проявляется в психомоторной расторможенности, |
|||||
импульсивности, негативизме, нарушениях |
внимания, |
наличии |
судорожных |
||||
припадков. |
Сходство |
с 3-й |
группой РДА- в агрессивности, патологии влечений, |
||||
склонности (при гидроцефалии) к рассуждательству, речевым штампам. Сходство с 4- |
|||||||
й группой РДА- в истощаемости, явлениях вегетативной дистонии. Различие: при |
|||||||
церебрально-органической |
резидуальной |
патологии |
сохранено |
стремление |
к |
||
контакту, в расторможенности движений отсутствуют компоненты манерности, |
|||||||
вычурности, в речи |
нет |
неологизмов, отставленных эхолалии. Следует, однако, |
|||||
отметить, что ряд из этих |
дифференциально-диагностических различий не может |
||||||
быть использован при органических формах РДА, характеризующихся сочетанием |
|||||||
аутистической и церебрально-органической симптоматикой. |
Сходство с 1-й группой РДА проявляется в распаде целенаправленной деятельности с потерей речи, навыков, появлением полевого поведения, а также двигательных стереотипий; возникновении патологии после инфекции, травмы ЦНС. Различие: при органической деменции — отсутствуют грубые нарушения контакта, чаще резко усилены витальные потребности, распад речи — чаще по типу афазии, двигательные стереотипии — чаще по типу органических персевераций; типично появление неврологической симптоматики.
«моющие», |
«заламывающие», как правило — по |
средней линии; |
профессирование |
|||
атаксии |
и |
апраксии туловища и походки, большая |
частота |
и |
полиморфизм |
|
судорожных |
припадков, бруксизм (скрип |
зубами), |
эпизодические |
приступы |
||
учащенного дыхания, а также замедленного роста головы и конечностей. |
Дифференциация с гебоидной психопатией.
Как известно, эта аномалия формирования личностной сферы характеризуется сочетанием выраженной патологии влечений, нередко носящих перверзный характер, с эмоциональной холодностью. Ее сходство с3-й группой РДА- в патологии влечений, слабости привязанностей, нередко враждебности к близким. Различие: при гебоидной психопатии сохраняются общительность, возможность диалога, отсутствуют типичные для РДА стереотипии, особенности восприятия, моторики.
Дифференциация с умственной отсталостью и ЗПР.
В этих случаях альтернативный подход неправомерен. При тяжелых формах РДА, осложненных (либо обусловленных) церебрально-органической недостаточностью, может формироваться и умственная отсталость. Кроме того, в неблагоприятных условиях среды интеллектуальное недоразвитие аутичного ребенка может быть
обусловлено «наложением на его аутистическую самоизоляцию явлений социальной |
|||||||||
депривации. |
При |
этих |
двух |
вариантах |
речь |
идет |
о |
так |
назы |
«олигофреническом плюсе». Но относительно часты и случаи, когда постановка |
|||||||||
вопроса о дифференциации РДА с умственной отсталостью и ЗПР правомерна. Это те |
|||||||||
достаточно многочисленные наблюдения, когда ошибочное впечатление умственной |
|||||||||
отсталости и ЗПР создается самими аутистическими особенностями поведения и |
|||||||||
деятельности. Сходство со 2-й группой РДА проявляется в трудностях привлечения |
|||||||||
внимания, сложностях обучения бытовым навыкам, |
манипулятивности |
игры, |
|||||||
неразвернутости речи, задержке в развитии тонкой моторики. Сходство с 4-й группой |
|||||||||
РДА — в пассивности, |
безынициативности, бедности речи, |
слабости |
психической |
||||||
активности. |
Различие: при умственной отсталости и церебрально-органической ЗПР |
сохраняются зрительный контакт, стремление к общению вообще; витальные потребности нередко усилены. Отсутствуют типичные для РДА особенности речи, интерес к знаку, эмоциональная хрупкость. Нет явной разницы интеллектуальной продуктивности в привычной среде и вне ее.
Дифференциация с детским церебральным параличом (ДЦП).
Сходство со 2-й, реже с 4-й группой РДА в наличии мышечного гипо- и гипертонуса,
запаздыванием |
формирования |
моторики, нарушениях плавности, |
синхронизации |
|||||||
движений |
(в |
том |
числе- |
мимических), |
их |
силы, |
точности; |
двигательных |
||
стереотипиях, |
дизартрических |
расстройствах; |
нарушениях моторных |
действий с |
||||||
предметами, |
в |
том |
числе- в |
игре; наличие симбиотической связи с матерью; |
||||||
психической |
тормозимости, страхов, боязни |
нового; отставании |
в |
психическом |
||||||
развитии, |
а |
также нередкости |
вторичных аутистических |
проявлений. Различие: для |
ДЦП характерны отсутствие эффекта от кратковременного массажа; нарастание затруднений в движениях и речи по мере усиления аффективного к ним отношения; отсутствие вычурности, манерности движений. В симбиозе с матерью больше выступает компонент физической зависимости; при разлуке с нейпсихические нарушения «органического» круга (усиление гипертензионного синдрома, саливации, гиперкинеза).
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Сохранен визуальный контакт. Страхи преимущественно адекватно замкнуты на физическую беспомощность. Психическая тормозимость связана с реальными трудностями, выраженными церебрастеническими явлениями. Нарушения эмоционального развития — чаще по типу «органического инфантилизма»; сочетании недостаточной дифференцированности эмоций с их определенной инертностью и монотонностью.