Простатит

Неврология у новорожденных: симптомы и признаки неврологических проблем и заболеваний у ребенка грудного возраста и детей постарше

Невролог – что это за врач?

Нервные заболевания не появляются сразу, а развиваются медленно и постепенно. Опасны тяжелые и необратимые последствия – паралич, инвалидность, утрата интеллекта. С возрастом этот риск только увеличивается.

При периферическом параличе происходит практически полная утрата мышц способности сокращаться, человек не контролирует свое тело, не способен передвигаться. Парез – частичная потеря мышцами двигательной активности. При обоих состояниях развивается атрофия, при котором уменьшается объем мускулатуры, отсутствуют сухожильные рефлексы, мышечная ткань расслаблена, теряется упругость и тонус.

При центральном параличе происходит обратный процесс, то есть мышечный тонус повышается, скорость рефлексов сухожилий увеличивается.

При поражении базальных ганглиев, которые находятся в белом веществе головного мозга, нарушается регуляция двигательной и вегетативной функции, что сказывается на моторике движений. Они замедляются, становятся непроизвольными, появляется тремор (дрожь), изменяется мышечный тонус.

Если страдает мозжечок, то нарушается координация движений, речь становится медленной и нечеткой, конечности слабеют.

Любую болезнь легче предотвратить и лечить на начальной стадии. Обратиться к врачу следует в случае, если:

  • Вы испытываете головные боли чаще, чем 1 раз в неделю и при этом нарушается зрение, изменяется артериальное давление, появляется тошнота, рвота.
  • Испытываете внезапное головокружение, неуверенность, шаткость в походке.
  • Кратковременная или длительная (несколько часов, дней) потеря зрения с последующим восстановлением.
  • Потеря сознания, судорожный припадок (однократно или повторно).
  • Нарастание слабости в мышцах, сила которых не восстанавливается при тренировках.
  • Замедлилась двигательная реакция, появилось ощущение скованности в теле.
  • Судорожные сокращения мышц.
  • Появились боли в спине, плечах, руках и ногах.
  • Беспокоит снижение чувствительности на некоторых участках кожи, онемение и покалывание.
  • Изменилось обоняние, почувствовали нарушение вкуса.
  • Либо постоянная бессонница, либо чрезмерный сон.
  • Беспричинные приступы страха, паники, учащенное сердцебиение, озноб или, наоборот, чувство жара во всем теле.

При первичном посещении врача невролога, специалисту необходимо будет подробно расспросить человека о жалобах, то есть собрать анамнез болезни.

Опытный врач только по походке и движениям уже может оценить состояние пациента. Но, необходим внимательный осмотр: визуальный, тактильный и с помощью инструментов, для постановки диагноза. Чтобы оценить некоторые рефлексы, состояние мышц потребуется снять часть одежды.

Итак, как проходит прием у невролога:

  • Специалист осматривает внешность пациента на наличие асимметрии лица, тела.
  • Для исследования работы глазного нерва, потребуется проследить за движениями молоточка, не поворачивая головы.
  • Проверить рефлексы врач может при помощи вашей мимики. Невролог попросит вас наморщить лоб, высунуть язык или сказать «А».
  • Проверить чувствительность лица можно при помощи иголки. Не стоит пугаться, потребуется максимально сосредоточиться и отвечать на вопросы невролога о том, одинаковые ли ощущения испытываете при уколах в симметричных зонах.
  • Врачу для определения состояния мышц, их тонуса и рефлексов попросит пожать ему руку, сопротивляться при попытке сгибанию локтя. Оценка происходит путем начисления баллов от 1 до 5.
  • Глубокие рефлексы рук и ног проверяют ударами молоточка по сухожилиям.
  • Поверхностные рефлексы проверяют, раздражая кожу брюшной стенки иголочкой.
  • Глубокое исследование мышц и суставов проводят когда у пациента закрыты глаза, а доктор отводит ему его палец в разные стороны, и просит точно называть в каком направлении он это делает.
  • Определить состояние спинномозговых нервов и паравертебральных болевых точек помогает рисование на коже спины пациента различных фигур, букв и цифр.
  • Координация движений проверяется позой Ромберга. Пациент стоит, ноги вместе, руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Невролог попросит медленно подвести указательный палец к носу (каждой рукой). При этом исследовании человек в идеале не должен шататься в стороны.
  • Возможно, чтобы оценить память, потребуется ответить на специфические вопросы на счет или даты.

В связи с тем, что заболевания нервной системы одна из наиболее обширных и сложных областей медицины, от врача невролога зависит:

  • Насколько полный и достоверный будет собран анамнез и проведен первичный осмотр.
  • Заболевания связанные с НС часто сопровождаются болями, врач обязан верно определить причину.
  • Невролог для постановки окончательного диагноза назначает пациенту весь необходимый спектр исследований и анализов, консультации (при необходимости) у кардиолога, офтальмолога и эндокринолога и др.

Не во всех случаях удается поставить диагноз, опираясь на клинические данные. Возникает потребность в дополнительных исследованиях, которые дадут подробную информацию о состоянии пациента.

  • Компьютерная томография. Выявляет участки кровоизлияний, пороки развития артерий или вен. Позволяет увидеть изменение тканей, их отеки, размягчение при инфаркте или травме.
  • Магнитно-резонансная томография. Более современная диагностика, дает более подробные и точные данные, за счет большей разрешающей способности аппарата и не так пагубно влияет на пациента.
  • Ангиография. Контрастное рентгенографическое исследование, которое выявляет патологии и изменения кровеносных сосудов в головном мозге.
  • УЗИ. При помощи этого исследования получают детальное изображение крупных сосудов шеи.
  • Люмбальная пункция или анализ цереброспинальной жидкости. Проводят исследование при менингите, кровоизлияниях, опухолях оболочек.
  • Рентген. Используют контраст для выявления межпозвонковых грыж дисков, разрастания тел позвонков, опухолевых процессов. Исследование дает четкое представление о состоянии подпаутинного пространства всего спинного мозга.
  • Электроэнцефалография. Основное исследование, которое назначают пациентам с подозрением на эпилепсию.

И еще довольно много методов и исследований, которые помогают в диагностике заболеваний: биопсия мышц, нервной ткани, генетические исследования, анализы крови.

Для успешного лечения требуется выяснить причину боли и поставить верный диагноз. А для этого необходимо обратиться к неврологу. Не стоит запускать болезнь, в зачатке победить ее намного проще!

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты — от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить «базу» развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга).

В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков.

Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается «локальная фармакокинетика» препаратов. Что это такое?

Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача — это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он «настроен на собственное чадо». Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку — и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

Елизавета Меланченко, Подготовила Анна Бабина

Неврология у новорожденных: симптомы и признаки неврологических проблем и заболеваний у ребенка грудного возраста и детей постарше


Статья из февральского номера журнала.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая — возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий — например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа — дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез — это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины — тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все «горит» и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит:

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор.

Грубые нарушения в виде «пареза», когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше «легких» поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально).

Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди «неумех» детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Неврология у новорожденных: симптомы и признаки неврологических проблем и заболеваний у ребенка грудного возраста и детей постарше

Лечение сосудов

Ангионевролог – врач, который специализируется на обнаружении сосудистых заболеваний головного мозга, а также на их лечении.

В компетенцию специалиста входит совершенствование профилактических мер людей трудоспособного возраста.

Кроме этого, ангионевролог активно работает с другими специальностями.

Специалист пропагандирует правильное питание, отказ от злоупотребления спиртных напитков и ведение активного образа жизни.

Что лечит ангионевролог:

  • неврологический синдром Паркинсонизм;
  • патологические изменения в позвоночнике;
  • хроническая сосудисто-мозговая недостаточность;
  • определение повторного, первичного риска проявления инсульта;
  • нарушение мозговой деятельности при артериальной гипертензии;
  • инсульт, его последствия;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • мозговая венозная дисфункция;
  • нарушения сосудистой сети головного мозга, спинального кровообращения;
  • сосудистые патологии;
  • вегето-сосудистая дистония и др.

Обратите внимание! Ангионевролог или сосудистый невролог может назначить прохождение дополнительных обследований: коагулограмма (выявление степени свертываемости крови), липидограмма (показатель холестерина в крови), рентген сосудов.

Понятие «невропатолог» активно употреблялось в 80-х годах по отношению к специалисту, прошедшему обучение в медицинском ВУЗе по профильной специализации — неврология.

В современной медицине такого врача принято называть «невролог», и разница в выполнении функциональных обязанностей, в сравнении с невропатологом, не выявлена.

Можно считать, что невролог и невропатолог – это слова-синонимы.

В зависимости от того, с какими жалобами обращается пациент к специалисту, зависит прохождение первичного осмотра. Только невролог может поставить точный диагноз и назначить результативное лечение. Специалисты помогут справиться со многими заболеваниями, которые сковывают движения и причиняют немалый дискомфорт.

Часто пациентам приходится сталкиваться с понятием неврология. Что это такое и как его толковать? Прежде всего, неврология являет собой науку, которая изучает нормальное и патологическое развитие нервной системы. Также она занимается изменениями нервной системы, которые возникают в результате внешних воздействий или заболеваний других органов.

Нервная система в организме человека занимается восприятием и анализом сигналов внутри и вне организма, отвечает за их дальнейшую трансляцию, обработку и ответную реакцию. Образно говоря, нервная система играет роль сторожа в организме, который сигнализирует о внешних изменениях и проблемах внутри.

Нервную систему подразделяют на периферическую (нервные узлы и волокна) и центральную (спинной и головной мозг). В такой сфере как неврология заболевания чаще всего проявляются посредством боли.

Симптомами, которые могут свидетельствовать о вероятном поражении ЦНС (головного мозга), являются: головная боль, перекос лица, шаткость, головокружение, онемение конечностей, затруднение речи и глотания, двоение в глазах.

Иногда наблюдается потеря сознания больного, судороги, слабость в руках и ногах.

С одной стороны неврология – это наука, которая изучает нервную систему человека, а с другой – это направление в медицине, которое занимается диагностикой и лечением неврологических патологий. Заболевания нервной системы могут сопровождаться нарушением психических функций, которое проявляется депрессией, тревогой, раздражительностью, снижением интеллекта и памяти, быстрой сменой настроения.

Заболевания спинного мозга сопровождаются болью, слабостью и онемением в ногах, руках и туловище, запорами, нарушением мочеиспускания, атрофией мышц, судорогами. Проблемами периферической нервной системы также занимается неврология.

Что это такое и как они могут проявляться? В первую очередь это патологии, связанные со сдавливанием связками или костными структурами нервных волокон и корешков.

Методы лечения

Методы лечения, применяемые в неврологии, можно разделить на четыре группы:

  1. Медикаментозные методы включают в себя все лекарственные средства, которые применяются при различных болезнях НС.
  2. К безмедикаментозным методам относят: диеты, фитотерапию, методы нетрадиционной медицины, иглоукалывание. Также широко используются лечебный массаж, рефлексотерапия, мануальная терапия.
  3. Физические методы включают в себя различные комплексы упражнений для профилактики и лечения неврологических заболеваний. Также сюда входят физиотерапевтические процедуры: лазеротерапия, магнитотерапия, диадинамотерапия, миостимуляция, электрофорез.
  4. Хирургический метод используется в тех случаях, когда остальные средства не оказали достаточного действия и болезнь продолжает прогрессировать. Врачи-нейрохирурги проводят различные операции на головном и спинном мозге, нервных волокнах.

Лечение заболеваний нервной системы требует комплексного подхода и часто занимает много времени. Необходимо помнить, что болезнь легче побороть на начальном этапе. Поэтому будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалисту при первых тревожных симптомах.

Для того, чтобы предупредить развитие неврологических заболеваний необходимо вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек.

Систематические занятия спортом и умеренные физические нагрузки способствуют оздоровлению организма в целом и нормальной работе нервов и сосудов. Также очень важным фактором является правильное питание.

В рационе должно быть много витаминов, фруктов и продуктов богатых различными омега-кислотами. Это орехи, яйца, жирные сорта рыбы и растительные масла.

При рождении ребенка посещение кабинета детского невролога ц профилактических целях просто обязательно. Записи ведутся в детскую карточку историй болезни. Прием проводится:

  • Когда ребеночку исполняется месяц жизни.
  • Далее в 3 месяца.
  • По истечению полугода.
  • После годовалого возраста.
  • в 4-5 лет (дошкольный период)
  • в 7 лет (перед школой);
  • в 13-14. (подростковый период взросления)

Помимо этого, при возникновении хоть малейших жалоб и предположений нарушения нервной системы маленького чада срочно рекомендуется обратиться к врачу, а именно:

  • нарушение сна, резкие пробуждения во время ночного и дневного сна с характерным плачем и истериками. Беспокойный короткий сон, капризность действий, повышенная возбудимость.
  • Дрожание подбородка, конечностей при плаче.
  • Срыгивания при кормлении, резкая рвота при капризности.
  • Вялость, усталость, непроявление интереса к подвижным играм, еде.
  • Периодические судороги.
  • Закидывание головы во время сна.
  • Головные боли.
  • Состояние обмороков.
  • Подергивания мышц, не контролируемые малышом.
  • Отклонения в развитии — ребенок не ходит, не сидит самостоятельно, не ползает, не держит головку, не смотрит в стороны.
  • Дефекты речи, запоздалое развитие речи или ее отсутствие.

При обнаружении данных симптомов Вам обязательно необходимо отвести ребенка в детское неврологическое отделение!

ММД – это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.

Как проявляется ммд в неврологии у детей?

  • Чересчур активное поведение, а именно постоянные движения и рук и ног, отсутствие усидчивости.
  • Быстрое отвлечение на наличие каких-либо раздражителей.
  • Неумение играть одному самостоятельно.
  • Не умолкая, разговаривает, перебивает взрослых, не слышит других, когда ему задают вопросы.
  • Переходит от одного дела к другому, не завершив первое.
  • Потеря вещей в садике, школе, рассеянность.

Неврология у детей – сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:

  • Получение родовой механической травмы;
  • гипоксия плода, а также недостаточное получение кислорода из-за возможного многократного обвития внутриутробно;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что такое неврология у детей восьми лет?

Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?

  1. Чересчур тяжелые нагрузки на детский организм.
  2. Чувство постоянного страха, вызванного поведением родителей, а также их давлением.
  3. Адаптационный период в школе.

Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Неврология у новорожденных: симптомы и признаки неврологических проблем и заболеваний у ребенка грудного возраста и детей постарше

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Очень полезная статья! про неврологию деток до года!

http://m.papaprostatit.ru/user/blog/33626494Неврологические диагнозы у детей до года (Статья взята с сайта детский доктор)

«Я тут недавно ознакомилась с занятной статейкой своей коллеги-педиатра Зули (http://zulfia.livejournal.com/, ее страничка). На основе ее статьи, используя и другие материалы, попытаюсь описать основные вопросы, касающиеся посещения невролога, тех страшных диагнозов, которые малышкам порой пишут, и все что с этим связано.
Тема крайне актуальная. С одной стороны, у детей бывают и ДЦП, и последствия тяжелых родовых травм, и гидроцефалия. Ребенок на первом году жизни нуждается в наблюдении невролога. С другой стороны, у ребенка нет, и не может быть ПЭП (перинатальная энцефалопатия), „небольшого тонуса“ и „небольшого повышения внутричерепного давления“.
Диагноз перинатальная энцефалопатия по сути своей не говорит ни о чем — в переводе он означает «энцефало» — голова, «патия» — нарушение, или если удобнее «что-то с головой», перинатальная – происшедшая в родах или сразу после них. В медицине часто так бывает, когда врач не знает, что точно с органом происходит он ставит загадочный диагноз «–патия». Соответственно, отсюда вытекает то, что что-то с головой соответственно каким-то (на усмотрение каждого конкретного доктора, кто какие использует) лекарством полечить. Что лечить будем? Возможно и доктора, и родителей, но точно не ребенка.
Кроме того, ребенок на первом году жизни в условиях поликлиники в „неврологических“ лекарствах не нуждается. Все лекарства — только в больнице.
Вот и как тут быть?
Пожать плечами и выучить наизусть следующее:
1. Невролог нужен хороший. Лучше никакого невролога, чем плохой. Я думаю хорошего невролога нужно искать не по рекламным объявлениям, а по рекомендациям тех родителей, которые имеют обширный положительный опыт общения с докторами.
2. У младенцев незрелый головной мозг. Он будет расти и развиваться очень активно на протяжении всего первого года жизни. Поэтому запомните, что:
— расширение желудочков и межполушарной щели на НСГ;
— гиперактивность;
— упорные срыгивания после каждого приема пищи;
-»мраморность» кожи (на фоне белой кожи хорошо видны красненькие и синенькие полосочки — сосуды), кожный рисунок напоминает разводы на мраморных плитах;
-вставание «на цыпочки» и ходьба «на цыпочках»;
— тремор (дрожание) подбородка в покое или при плаче;
— тремор кистей рук при плаче или испуге;
— «таращание» глаз или по-другому, глаза на выкате и симптом Грефе (закатывание глаз вверх так, что виден белок);
-влажные и/или холодные кисти и/или стопы, даже если ребенок адекватно одет;
-выбухающий при крике, пульсирующий родничок;
-большой размер родничка или маленький родничок;
-быстро, или наоборот, медленно зарастающий родничок;
-метеочувствительность.
Все это — варианты нормы! Это не надо лечить. За этим можно только наблюдать. Наблюдать должен невролог, и если нет невролога – участковый педиатр.
3. Все дети – разные, и соответственно и развиваются по-разному. При оценке психомоторного развития ребенка надо смотреть на крайние сроки того, когда должен появиться тот или иной навык.
Вот короткий вопросник, ориентируясь по которому, вы можете вовремя заметить те или иные тревожные симптомы и обратить на них внимание врача. Серьезными отклонениями от нормы считаются те, что превышают один-полтора месяца.
1. Когда ребенок начал держать голову? В 1-1,5 мес.
2. Когда начал переворачиваться? В 3-4 мес., хорошо вертеться – к 6 мес.
3. Играл ли с ногами (хватал, засовывал в рот)? В 6-7 мес., особо развитые дети – в 3-4 мес.
4. Когда сел? В 6-8 мес. Из положения на спине это происходит раньше, и положения на четвереньках – позже, но оба варианта считаются нормой.
5. Когда пополз? Как ползал? В 7-8 мес. Сначала раскачивался, стоя на четвереньках, пополз назад, потом вперед. Нормой также считается, если ребенок начал ползать по-пластунски, а потом встал на четвереньки.
6. Когда встал без опоры? В 9-11 мес.
7. Когда пошел без поддержки? В 9-18 мес.
Представляю потрясающую таблицу по развитию младенцев. — http://mama.pp.ru/razv.html
Таким образом — это нормально, если ребенок еще не держит голову в 1 мес. Тревогу надо бить, если он и в 2 месяца голову не держит.
4. Дети, также как и взрослые, существа с двусторонней симметрией. Т.е. у них есть правая сторона и левая сторона. И, как правило, одна из этих сторон сильнее, чем другая. Спорим, что, если Вы правша, то правая сторона у Вас сильнее? Сильнее, правда? Что же, поздравляю, у Вас «тонус»! Тонус не надо лечить лекарствами. Ребенку можно делать массаж, тогда разница между сторонами станет меньше. А можно и не делать. В плане общеоздоровительного массажа все зависит только от доброй воли родителей. А комплексы детского массажа сейчас можно найти в любом детском журнале, причем там будут подробные описания. И даже цветные картинки.
5. Если невролог назначает ребенку в поликлинике какие-то препараты, кроме Элькара, микстуры с цитралью(микстура с цитралью — старое, еще довоенное средство. Готовится в аптеке, на заказ. Состав:
Р-р цитраля 1% — 1,0; http://www.who.int/childgrowth/standards/second_set/tr2chap_3.pdf
Голова измеряется сантиметром. Сзади — по затылочным буграм, спереди — по лобным. В 4 месяца объем груди и объем головы становится одинаковым, затем объем груди становится больше объема головы.
Можно ставить только после осмотра глазного дна у окулиста или компьютерной томографии. На глазном дне, при наличии повышенного внутричерепного давления, выявляются застойные диски зрительных нервов.
9. Также важно запомнить, что гомеопатия ребенку для лечения неврологических проблем, настоящих или мнимых, тоже не нужна!!! Ни сделанная на заказ, ни, тем более, купленая готовой (Неврохель, http://www.ourpapaprostatit.ru/articles/article.aspx?id=1415.), выбухание и напряжение родничка, расхождение швов между костями черепа. Возможны судороги, при длительно сохраняющемся патологическом процессе — умственные нарушения, слепота, параличи.
Надо помнить, что ОТДЕЛЬНО каждый из перечисленных признаков НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ о повышении ВЧД.
Внимание! Если у ребенка действительно повышено внутричерепное давление, то ему нужна срочная госпитализация, т.к. речь идет об угрозе жизни!
Не являются признаками повышения ВЧД:
— расширенные желудочки, межполушарная щель и другие отделы ликворной системы на нейросонограмме (НСГ) или томограммах;
— нарушения сна и поведения;
— гиперактивность, дефицит внимания, вредные привычки;
— нарушения психического, речевого и моторного развития, плохая успеваемость;
— «мраморный» рисунок кожи, в том числе на голове;
— носовые кровотечения;
— «пальцевые вдавления» на рентгенограмме черепа (хотя раньше это считалось одним из ведущих признаков).
— тремор (дрожание) подбородка;
— ходьба на цыпочках;»

§

Моему сынишке почти 2 года! Стал себя вести очень плохо! Или я этого раньше не замечала! Порой становится невыносим!

Не слушается, требует всё, что мы трогаем, не даёшь- закатывает истерики! Дочка спит, будто специально пытается её разбудить, чтобы я не спала ночью! Уложить его- это целый моток нервов! Просится на ручки, уже ходит и писяется на ходу! Лезет на шею и в буквальном смысле мучает меня или папу! К сестренке слава богу не так! Он к ней никого не подпускает, кроме нас! Проснется — нормальный спокойный, сидит себе мультик смотрит, а если спать захочет весь мозг вынесет! Чикануться можно! Но при этом не уложу никак, пока у него силы не иссякнут, так и ходит ноет… всё дома вверх дном переворачивает, у вас так? Или мне к невропатологу обратиться за успокоительным!?

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд «трудных» или «необучаемых». При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз «родовая травма». Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса.

Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве?

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога

Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания «стираются», соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период «затишья». Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме.

В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Симптомы невроза у подростков

Заикание у взрослых и детей проявляется одинаково. Как известно, такое явление вызывается спазмами речевого аппарата, в том числе спазмами мышц гортани, неба, языка или губ.

Спазмы мышечных тканей гортани являются голосовыми. Собственно отсюда и идет начало понятия «заикание», так как этот патологический процесс довольно сильно напоминает икоту. Что касается спазмов языка, неба и губ, то они представляют собой артикуляционные судороги. Также бывают судороги дыхательные.

Признаки неврозоподобного состояния в подростковом возрасте:

  • мнительность;
  • боязнь, страх, неуверенность;
  • раздражение на фоне усталости;
  • нарушение сна;
  • патологическая неуверенность, нерешительность;
  • заниженная самооценка;
  • плаксивость;
  • излишняя обидчивость;
  • снижение концентрации внимания.

Параллельно возникают физические недомогания:

  • головокружение;
  • боль в животе;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • понос или запор;
  • потеря аппетита;
  • нарушение стула.

Подростки с психоневрологическими расстройствами нередко начинают задумываться о смерти, боясь умереть во сне. У них наблюдаются перепады настроения, капризы, плаксивость. Истерики у старшеклассников вызываются ситуацией, которая травмирует их психику. У таких детей часто наблюдаются внутренние конфликты, их ущемляют как личностей.

Симптомы невроза в подростковом возрасте усугубляются семейной обстановкой. Нередко в семье между родителями и ребенком нет доверительных отношений, взрослые считают подростка еще маленьким и не интересуются его проблемами. Часто ситуацию усугубляют ссоры и конфликты родителей, нередко на фоне алкоголизма, что наносит ребенку психологическую травму.

Подростковый невроз возникает у юношей и девушек в выпускном классе перед экзаменами. Часто наблюдаются следующие симптомы расстройства психики:

  • депрессия;
  • бессонница;
  • паника;
  • плаксивость;
  • отсутствие аппетита.

Специализация врача

У взрослых пациентов основными органами обследования являются головной и спинной мозг. Важными элементам изучения становятся нервы и нервные сплетения.

При поражении или патологии мозга могут страдать другие важные органы и части тела человека, поэтому считается, что неврология тесно связана с эндокринной системой, деятельностью желудочно-кишечного тракта и органами чувств.

Врача стоит посетить, когда ощущаются боли в спине, шее и голове, в грудном отделе и животе. Помимо этого, к неврологу следует обратиться, если началась депрессия и появились неврозы, навязчивые состояния и тревога.

Обращаются к специалисту требуется при проявлении синдрома дефицита внимания, постоянном ощущении страха. Такие состояния способствуют сужению сосудов головного мозга и нарушению его нормальной деятельности.

Прием у невролога начинается с визуального осмотра и выявления жалоб пациента. Чтобы помочь специалисту правильно диагностировать заболевание и выяснить его причины, пациенту следует подробно рассказать о состоянии здоровья и симптомах, степени их выраженности, частоте проявления.

Как проходит прием. Он проводится в индивидуальном порядке с каждым пациентом отдельно, все зависит от вида заболевания.

В обязательном порядке изучается медицинская карта, справки и результаты анализов. Если данных недостаточно, то врач назначает дополнительные анализы и обследования для постановки точного диагноза.

Основная цель осмотра — определить состояние нервной системы, получить точную информацию о ее функционировании.

Неврологический осмотр базируется на обследовании отделов нервной системы, начиная от мышц и заканчивая головным мозгом. Врач анализирует походку пострадавшего, координацию движений и рефлексы, черепные нервы. Прием у невролога может также сопровождаться пальпацией, то есть ощупыванием тела пациента на обнаружение патологических изменений.

После того, как проведен неврологический осмотр, для точного постановления диагноза пациент может быть направлен на обследование.

Виды проводимых исследований:

  • электронейромиография;
  • рентгенография;
  • ультразвуковое исследование;
  • компьютерная томография (КТ) головного и спинного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • магниторезонансная томография (МРТ) отделов спины, мозга;
  • дуплексное сканирование магистральных артерий головы (ДС МАГ).

Также могут назначаться различные лабораторные методы исследования организма (общий и развернутый анализ крови, анализ мочи и др.). Когда и какие анализы назначаются, зависит только от состояния здоровья пациента.

Важно! Не рекомендуется самостоятельное прохождение тех или иных диагностик.

Спокойный сон – залог гармоничного развития

Вопрос: одним вопросом здесь не ограничишься. Самые частые: Почему ребенок не может долго заснуть? Почему ребенок всегда плачет перед засыпанием? Почему ребенок чрезвычайно возбужден перед сном и его невозможно уложить в течение долгого времени? Ребенок вдруг начал плакать и кричать по ночам. Как наладить сон малыша без лекарств?

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.

Неврология у новорожденных: симптомы и признаки неврологических проблем и заболеваний у ребенка грудного возраста и детей постарше
Усредненные значения норм сна для младенца
Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить ванна с успокаивающими травками (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав — но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.

Читаем более подробно: Почему ребенок до года плохо спит ночью: как наладить сон ребенка?

Не забывайте о том, что ребенок в любом возрасте, а особенно до года, необычайно чувствителен к атмосфере в семье, поэтому очень важно исключить любые стрессы для малыша, проявления неуравновешенности эмоций и тем более агрессии в его присутствии.

Способы обследования

Обследование врачом-неврологом позволяет ему оценить неврологический статус пациента.Неврологический осмотр включает в себя:

  1. Оценку уровня сознания пациента, его ориентации во времени и пространстве;
  2. Оценку менингеальных симптомов, к котором относятся симптомы Кернига, Брудзинского, Бехтерева, наличие ригидности мышц затылка. Данная симптоматика появляется при менингококковом менингите;
  3. Исследование функции черепных нервов (12 пар) и формирование на основе выявленных нарушений синдромального диагноза;
  4. Исследование мышечного тонуса, объема активных и пассивных движений, поверхностных и глубоких рефлексов;
  5. Исследование поверхностной и глубокой чувствительности;
  6. Исследование высшей нервной деятельности (функционирование высших корковых центров);
  7. Оценка работы вегетативной нервной системы.

Лабораторно-инструментальные методы обследования играют большую роль в диагностике неврологической патологии.

К инструментальным методам относят:

  1. Компьютерная томография позволяет оценить структурное состояние головного мозга, а также выявить патологические очаги, их форму, основные характеристики и количество;
  2. Магнитно-резонансная томография по сравнению с компьютерной томографией имеет больше диагностических возможностей и используется для выявления травмы, воспаления или сосудистого поражения головного и спинного мозга;
  3. Краниография позволяет выявлять травматические деформации костей черепа, врожденные и приобретенные изменения черепа, опухоли костной ткани;
  4. Спондилография проводится для диагностики дегенеративных изменений позвоночника, его особенностей;
  5. Электронейромиография – метод, заключающийся в электрической стимуляции периферического нерва и последующем изучении активности мышцы, которая им иннервируется;
  6. Миелография – метод, позволяющий исследовать ликворные пути спинного мозга. Миелография используется для диагностики патологических процессов спинного мозга и позвоночного канала;
  7. Офтальмоскопия – осмотр глазного дна, проводимый для оценки состояния сетчатки, сосудов глазного дна и диска зрительного нерва;
  8. Позитронная эмиссионная томография направлена на оценку функциональной активности мозга и метаболических процессов в нем;
  9. Электроэнцефалография – метод, позволяющий исследовать состояния головного мозга с помощью регистрации его биоэлектрической активности. Используется для диагностики эпилепсии;
  10. Ультразвуковое исследования сосудов позволяет определять в них скорость и направление кровотока, а также состояние стенки сосуда, наличие атеросклероза;
  11. Субокципитальная пункция, выполняемая с диагностическую целью, введения лекарственных препаратов и проведения миелографии;
  12. Проведение люмбальной пункции для получения спинномозговой жидкости и ее последующего анализа.

К лабораторным тестам относят:

  1. Общий анализ крови (определение уровня гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов). Имеет значение в диагностике анемии;
  2. Коагулограмма;
  3. Общий анализ мочи;
  4. Анализ цереброспинальной жидкости, полученной при пункции большой цистерны мозга;
  5. Биохимический анализ крови для выявления хронических заболеваний;
  6. Исследования спинномозговой жидкости, полученной при люмбальной пункции – один из основных методов диагностики в неврологической клинике:
  7. Проведение проб с лекарственными средствами (прозериновая и аспириновая проба) необходимо для дифференциальной диагностики.

Чем отличается детский невролог от невропатолога?

Очень часто многие родители задаются распространенным вопросом – есть ли разница между детским неврологом и детским невропатологом? На самом деле, эти два определения абсолютно идентичны, и их определения равносильны друг другу. Почему все-таки используются оба термина?

Невролог – специалист, занимающийся заболеваниями нервной системы.

Невропатолог – специалист, занимающийся тщательным изучением патоморфологии.

Вне зависимости от того, какой происходит прием у детского невролога, первичный или профилактический, врач обязан провести строгую процедуру осмотра и дать определенную консультацию. Что делает и что смотрит детский невролог в кабинете медицинского учреждения?

  • Проверяет стабильную работу зрительных рефлексов ребенка;
  • Проверяет мышечный тонус и уровень силы;
  • идентифицирует наличие координации движений малыша;
  • развитие речи, памяти.
  • Определение уровня чувствительности.

После того, как врач невролог осмотрит ребенка, выслушает жалобы от родителей, ему станет более менее понятна общая картина болезни ребенка. При необходимости доктор может назначить дополнительные исследования в виде:

  • УЗИ головного мозга, сосудов. Допплерография.
  • МРТ головного мозга.
Код Наименование услуги Цена
6.1 Прием врача невролога Черняевой Г.М. (осмотр, консультация, назначение лечения) 2000
6.2 Консультация невролога Мирошник Е.Е. (1-1,5 часа) 3900.00
6.3 Проведение дополнительного неврологического обследования (пробы на головокружение, оценка когнитивных функций, исследование вегетативной нервной системы) 600.00
6.4 Лечение пароксизмального позиционного доброкачественного головокружения (маневр Эпли) 800.00
6.5 Прием врача невролога в рамках диспансерного осмотра 800.00
6.7 Лечебная медикаментозная блокада (без учета стоимости лекарственных препаратов) 1900
6.8 Лечебная медикаментозная блокада (с учетом стоимости лекарственных препаратов) 2700
6.10 Вызов врача невролога на дом (Свиблово) 4000
6.11 Вызов врача невролога на дом (СВАО) 5000

Посмотреть все

Adblock
detector